Начнем с самого важного - искажений. Искажения цифрового аудио при превышении отметки 0dbFS, или клиппирование - главная проблема при компьютерной обработке звука.
Немного теории. Стандартами разрядности цифрового аудио на сегодняшний день являются 16 бит и 24 бит. Главной особенностью данных режимов битности аудио является то, что при превышении отметки громкости в 0дб, все что превышает этот уровень жестко урезается, в результате приводя к искажениям. Главное - избегать этих искажений.
Существует также 32-битный режим разрядности аудио, он применяется в качественных плагинах обработки и позволяет все-таки превысить отметку 0дб аудиосигнала, поступающего на вход плагина. Некоторые инструменты мастеринга, например Izotope Ozone, обладают 64-битной обработкой.
Но все равно, как ни крути, если какой-то из каналов микшера программы, в которой производится работа со звуком, шкалит, то жди искажений.
Избежать клиппирования помогают лимитеры. Но наша главная задача - уметь сводить так, чтобы не приходилось изначально вешать лимитер на мастер канал микшера. Все равно стандартом СиДи качества является 16бит/44.1кгц, так что при сохранении трека в wav или mp3 формат нужно избегать клиппирования.
К примеру, в FL Studio последних версий при запуске по умолчанию загружается шаблон с лимитером на мастер канале микшера. В этом случае выбираем пустой шаблон, с пустым мастер каналом, и работаем.
Вывод: громче - это не всегда лучше. Клиппирование (цифровые искажения аудио) - это зло.
Правило: громкость аудио на индикаторах каналов микшера не должна ни в коем случае превышать отметку 0дб!
Сделать трек громче мы всегда успеем на стадии мастеринга.
Более подробно о громкости.
Существует два показателя громкости аудио - пики и RMS. Этими двумя показателями мы и будем руководствоваться, выставляя громкость инструментов при сведении.
Пики - максимальные значения громкости на индикаторе канала. Еще раз повторю - пики не должны превышать отметку 0дб!
RMS - относительная громкость аудио. Её можно увидеть с помощью индикаторов в наборе плагинов T-Racks (T-Racks Metering), плагина Waves PAZ Analyzer (с пресетом RMS medium stereo) или пользуясь другими доступными плагинами. Наличие в твоем арсенале плагина, позволяющего посмотреть RMS - обязательно!
Вопрос: Как ты думаешь, что будет звучать громче, звук снэра, выставленный на громкость -5дб, или звук скрипки, выставленный на ту же громкость? Звук кика на -6дб или постоянно звучащий бас на той же громкости? Попробуй. И ты услышишь, что определенно скрипка и бас на этих громкостях будут звучать намного громче коротких звуков ударных.
Отсюда вывод - при определении оптимальной громкости ударных руководствуемся значениями пиков; при выставлении баса, или других постоянно звучащих инструментов, руководствуемся относительным значением RMS.
Рассчитывая на то, что ты работаешь с хип-хопом, могу предоставить тебе мини-руководство выставления относительных уровней громкости инструментов по показателям пиков (уровни могут отличаться в зависимости от стиля и индивидуального подхода, при выставлении уровней прежде всего руководствуйся собственными ушами!):
Кик: от -7дб до -5дб
Снэр: от -6дб до -4дб
Хэты: от -16дб до -10дб
Крэш: от -20дб до -15дб
Перкуссия: по вкусу, от -20дб до -10дб
Бас: от -14дб до -8дб
Сэмплы: сильно зависит от сэмплированного материала, но обычно не громче -12дб
Фортепиано: после эквализации и динамической обработки от -16дб до -10дб
Скрипки: до -14дб
Пэды: обычно на уровне -20дб
Другие инструменты: зависит от типа инструмента, обычно пики не должны превышать -12дб
Панорамирование.
Стоит отметить пару важных моментов, касающихся панорамирования инструментов.
Кик: Всегда строго по центру
Бас: Строго по центру
Снэр: в большинстве случаев по центру
Хэт: на 10-12% в сторону, обычно влево
Шэйкер: на 10-15% в сторону, обычно противоположно хэту
Голос: основной голос - строго по центру, если есть 2 дорожки бэков, то их можно развести в стороны, если одна, то обычно тоже по центру
Инструменты: по-разному. Для избежания частотных конфликтов можно раздвигать инструменты, звучащие на одной и той же октаве, в стороны, также это позволяет получить более пространственный микс. Если есть 2 гитарных тэйка (два раза прописанная гитара, с минимальными отличиями; при прописывании в миди и квантизации это не принесет положительных результатов), то их стоит развести в стороны, гитара станет жирнее.
В остальном - по вкусу. Но стоит также избегать нагромождения всех инструментов в центре, это убьет пространственность микса.
Если после обработки инструментов и выставления уровней на мастере держится громкость примерно -4дб и не шкалит, значит сведение было успешным и трек готов к мастерингу.
Junkis Toltek
Mental Side Beats
www.MentalSideBeats.org.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий